Члены Координационного Совета ОНФ приняли участие в мероприятиях, посвященных дню памяти жертв политических репрессий.
В Тирасполе вспоминали жертв политических репрессий. Их останки покоятся в братской могиле, на месте бывшего порохового погреба Святого Владимира. Первые имена стали раскрывать в 90-е, когда начали работу по эксгумации тел и рассекречиванию расстрельных списков. Сколько всего было загублено жизней, сложно сказать даже историкам, цифры называют разные – от 5 до 6 тысяч человек. На «народный» суд в Тирасполь, бывший тогда столицей МАССР, свозили не только горожан, среди убитых есть жители других населённых пунктов, и не только приднестровских.
«Мы сами из Украины, у меня тут лежит дедушка Наум. Его взяли в 37-м году, потому что не согласился быть председателем колхоза. Забрали ночью, жена вскорости умерла, осталось 8 детей, младшему было всего годик. Росли как трава в поле. Отец мой учился на бухгалтера, так его сразу отчислили как ребёнка врага народа. То, что дедушка здесь, узнали буквально случайно: проходили, увидели его фамилию на памятнике. У меня ещё второй дед был, Иван, тоже пострадал. Тоже было 8 детей, все работягами были, но семью раскулачили, дедушка не захотел вступать в колхоз. Ему сказали: «А, ты против советской власти, против колхоза»… Пришли ночью, дом забрали, детей выгнали на улицу. Его не расстреляли, отвезли в Дубоссары, продержали в тюрьме несколько месяцев, отбили всё, что можно, выпустили, через два месяца из-за полученных травм умер», – рассказывает Анастасия Дмитриевна.
Как и по всей стране, пик массовых убийств в нашем крае пришёлся на 37-38-е годы. Под предлогом классовой борьбы на расстрел практически без суда и следствия отправляли священников, руководителей предприятий, рабочих, крестьян, учителей, военных… И порой единственным доказательством их «вины» было собственное признание.
«Существовала даже такая специализация: часть НКВД-шников была "литераторами", а часть – "операми". "Литераторы" писали какой-то сценарий, что вот есть такая организация, в которой кто-то - хранитель конспиративной квартиры, кто-то – связной, кто-то - руководитель и т.д. А потом из людей выбивали показания под эти сценарии, чтобы доказать, что да, Сталин прав и действительно классовая борьба становится острее», – отмечает директор Тираспольского объединённого музея Алла Мельничук.
«В 37-м году в Парканах за одну ночь забрали 30 человек, среди них был и мой дедушка. Бабушка потом долго рассказывала, как они после этого выживали, как разыскивали его… В 53-м пришла бумага, что он умер где-то в Сибири от воспаления лёгких. И только в прошлом году, когда нашли эти останки, я обнаружил фамилию своего дедушки в архивах, и вот теперь он лежит здесь. По документам следствие шло 2,5 месяца, потом 3 человека подписали акт, расстреляли и закопали. Забрали лучших, просто назначили виновными…», – вспоминал на митинге замглавы госадминистрации Тирасполя Николай Обручков.
С начала поисковых работ в братской могиле перезахоронили останки 800 человек. Сегодня к ним прибавилось ещё 218. Вместе с теми, кто был найден во время реставрационных работ в прошлом году, получается уже около 1,5 тысяч человек.
«Мой дедушка был одним из первых инженеров, которые строили электростанции по всему Советскому Союзу. Он был репрессирован в 1938 году в Сибири, и где его могила, я не знаю. Сегодня, когда мы возлагаем цветы, я вспоминаю не только всех тех, кто нашёл здесь это упокоение, но и о нём тоже», – говорила государственный советник президента Анна Волкова.
В последние годы список тех, кто лежит на этом месте, постоянно пополняется. Но работы ещё не окончены. Так что вполне возможно, что к следующему дню памяти здесь проводят в последний путь ещё одно количество жертв политических репрессий.
«Имеется информация, что на территории порохового погреба имеются и другие останки жертв репрессий. Мы надеемся, что сможем закончить работы на территории порохового погреба и перезахоронить останки до конца следующего года», – сказал руководитель волонтёрского поискового отряда «Наследники Победы» Родион Романов.
(по материалам ИА "Новости Приднестровья").